-->

russia

hudrossii
shr_banner_new

hudozh

 




Warning: Parameter 1 to plgContentAlphacontent::onAfterDisplayTitle() expected to be a reference, value given in /home/shr/shr.nichost.ru/docs/libraries/joomla/event/event.php on line 67
Театр Светланы Рарий
     Если Вы увлечены театром, непременно познакомтесь с творчеством таганрогскоко театрального художника Светланы Рарий. Ее первая ретроспективная выставка открылась 8 апреля 2011 года в Таганрогском художественном музее. Основу экспозиции составили эскизы театральных костюмов и сценических постановок. Разнообразные по своему художественному звучанию, графические листы дают представление о становлении Рарий как художника, ее успехах и достижениях. Яркий, динамичный и увлекающийся человек, Светлана Рарий постоянна в своей приверженности к театру. Круг ее профессиональных интересов довольно широк - классика и современность, драматическое действо и детский спектакль. Богатство фантазии и широкая эрудиция позволяют ей погружаться в ту или другую историческую эпоху, создавать убедительные сценические образы, в которых органично соединились традиции и современность. За плечами Рарий немалый опыт работы на различных сценических площадках и создание эскизов к более сорока спектаклям.
С волнением Светлана вспоминает о своей первой работе. Еще, будучи учащейся, четвертого курса Ростовского художественного училища, она предложила свою кандидатуру в качестве художника по костюмам главному режиссеру Таганрогского Чеховского театра. Удивленные смелостью молодой художницы, коллеги приняли ее в творческий коллектив над предстоящей постановкой « Тихого Дона» М. Шолохова. Спектаклю, в котором должны были быть задействованы большие хоровые сцены, требовалось огромное количество костюмов разнохарактерных образов.



     Работа художницы началась с многочисленных натурных зарисовок казачьих костюмов в Новочеркасском и Ростовском музеях. Затем последовал период их осмысления и подчинения художественной идее спектакля. Однако, создание эскизов на бумаге, было только первым этапом работы. Предстояло воплотить образы в реальные формы и материалы, заниматься покраской и росписью тканей, разрабатывать крой костюмов, руководить пошивочным цехом, общаться с актерами. Эта большая работа легла в основу диплома и сделала её первой выпускницей в истории училища, защитившейся готовым спектаклем. Приобретённый опыт помог Светлане в полной мере ощутить специфику и трудность работы театрального художника. В основе, которой лежит знание драматургии произведения, тесная работа с режиссёром и способность выразить своё понимание творческих задач в художественных образах с учётом технического исполнения костюма. После успешной премьеры спектакля последовало предложение работать в Таганрогском театре им. А.П.Чехова. Несколько лет Светлана трудилась над новыми сценическими костюмами («Иванов» А.П.Чехов, «Ричард Третий» В.Шекспир 1985 и др.), одновременно участвовала в выставках Республиканских(1985, 1989) и Всесоюзной (1987) . Учёба во Всероссийском институте повышения квалификации расширила круг её профессиональных возможностей и позволила работать художником-постановщиком. Первым самостоятельным спектаклем стала пьеса А.Островского «Светит, да не греет»(1985), поставленная на сцене Чеховского театра. Затем последовала работа над костюмами к спектаклю «Вдовий пароход» И. Грековой в Пермском драматическом театре(1989). Незабываемой была работа над эскизами костюмов к спектаклю «Одиссея капитана Блада» С.Саббатини, к которой художница обращалась дважды в разных театрах и «Дом Бернарды Альбы» Г.Лорки на сцене Чеховского театра. Спектакль «На большой дороге» А.П.Чехова, состоявшийся в лавке Чеховых, был отмечен дипломом Чеховского фестиваля (1985). После работы в Таганрогском театре, в 1991г. Рарий дебютировала как художник кино (эскизы костюмов к кинофильмам «Взбунтуйте город, Граф» г. Пермь (1991), «Бархатное подземелье малинового короля» г. Москва.). С большим интересом занимается оформлением городских праздничных мероприятий, принимала активное участие в жизни Союза художников. Результатом многолетней работы Светланы Рарий и стала ретроспективная выставка, вместившая в себя лишь небольшую часть наиболее интересных эскизов. Бесспорной удачей художницы стал эскиз к спектаклю «Светит, да не греет» А. Островского. В нём тонко прочувствовано эмоциональное звучание пьесы, навеянное очарованием заброшенного сада.

    

      Ветви старых деревьев образуют над сценической площадкой живой купол из сплетённых ветвей. Сквозь листву прорываются полупрозрачные лучи света, освещающие игровое поле изнутри. Они воспринимаются световыми колоннами, поддерживающими свод храма, сотворённого самой природой. Едва намеченный вдали силуэт одноглавой церквушки усиливает масштабность первого плана. В эскизе преобладает живописное начало. Тёплые приглушённые, как бы светящиеся зеленоватые тона вносят задушевность и теплоту. Позднее, оказавшись в Кинешме, на родине Островского, Светлана увидит тот самый сад, который родился в её воображении много лет назад. Цветовая палитра Светланы Рарий довольно разнообразна. В зависимости от характера образа, тёплые плотные охры сменяет холодная гамма голубых, серебристых и фиолетовых тонов. Иногда цвет отступает на второй план, являясь фоном или выполняя функцию цветовых акцентов. Нередко его роль сведена до минимума. Так, передавая атмосферу средневековой Англии, художница ограничивается скупыми изобразительными средствами, используя легкие тонировки для выявления объёма фигур («Ричард Третий. В. Шекспир). В поисках образного начала она уходит от документально-точного воссоздания исторического костюма, мастерски используя различные изобразительные приёмы. Упругая линия, изображающая детали тяжёлых рыцарских доспехов, вдруг утрачивает четкость, смягчается, растворяясь в пространстве, а неустойчивость поз героев усиливает ощущение их надломленности и скорбности. Некоторые эскизы демонстрируют декоративные поиски автора. В причудливых силуэтах «Служанок» Ж. Жанэ точно найдено соотношение белого и чёрного с неожиданными вставками орнаментальных мотивов. Глубоким трагизмом пронизан эскиз к спектаклю «Дом Бернарды Альбы» Г.Лорки. Чередующиеся контрастные светлые и тёмные плоскости символизируют реальный мир, в котором страдают героини и мир их грёз. Хрупкие силуэты девушек, едва намеченные нервными, скользящими ударами кисти в замкнутом тесном пространстве, кажутся призраками, извивающимися в ритме скорби. Чувство несвободы усиливает суровый образ матери со смеренными образами фигур, служащей метафорой пленённых человеческих душ. Подсказку художнику оригинального решения костюмов часто дают музыка, поэзия, фольклорные мотивы («Одиссея капитана Блада» С.Саббатини, «Недоросль» Д.Фонвизина). Разнообразна художественная подача костюмов. Нередко персонажи помещаются в условном игровом поле с присутствием элементов жанра, или же сохраняют привычную фронтальность, облегчающую художнику показ элементов костюма . Игра воображения способна на мгновение оживить таких разных персонажей и объединить их в одно шумное и разноголосое действо под названием «Театр Светланы Рарий». Выполнив свою главную миссию, став важной составляющей частью спектакля, эскизы продолжают жить уже самостоятельной жизнью, утверждая свою эстетическую ценность как произведение театрального искусства.

Искусствовед О.Раченко

 
Яндекс.Метрика
The All-Russia creative public organisation "THE UNION OF ARTISTS OF RUSSIA" 2009